RSS Feed

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Страница 1

Психологические материалы » Психология и педагогика » Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез

– это историческое развитие чего-либо в процессе эволюции.

Нервная система живых организмов в процессе эволюции усложнялась, усложнялись их реакции на внешние воздействия:

1. Безусловные рефлексы(врожденные) – простейшие механизмы реагирования.

2. Инстинкты

– сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения.

3. Условные рефлексы(приобретенные) – выработанная реакция, подкрепленная стимулом.

4. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)

– высшая форма деятельности животных, включающая нестереотипные решения сложных задач и перенос операций, усвоенных в предшествующем индивидуальном опыте.

5. Разум, сознание, мышление– высшая форма психики.

Таблица 4

Этапы развития психики

Название этапа развития психики

У каких организмов впервые отмечается

Основное содержание этапа

1

Развитие

сенсорных

процессов животных

Начиная с

кишечно-полостных животных

и червей

• Развитие органов перецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения;

• формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать па них;

• возникновение простейших психических явлений — ощущений;

• возникновение простейшего механизма реагирования — безусловного рефлекса

2

Развитие

перцептивных

процессов животных

Высшие

моллюски,

насекомые, позвоночные животные

• У животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов;

• наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

• большую роль играют инстинкты — сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;

• возникают условные рефлексы;

• появляется предметно-образное отражение действительности

3

Развитие

интеллектуальных действие животных (рас-судочная деятельность)

У млекопитающих и ряда птиц

• Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели, при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

• изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития

4

Развитие

сознания

человека

Начиная с древнейших людей — Homo habilis —

«Человека умелого»

• Руки становятся органом труда — преобразования предметов по

сознательно намеченному плану;

• появляется способность к мышлению;

• появляется потребность к общению с другими людьми;

• появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

• появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности

5

Развитие

самосознания

человека

Начиная с

современного человека —

Homo sapiens — «Человека

разумного»

• Развивается познание себя путем познания других;

• возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;

• появляется возможность самоконтроля и самовоспитания

 

Онтогенез

– индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

Новорожденность

(0 – 1 месяц)

Ведущая деятельность – рефлекторные реакции.

Появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Страницы: 1 2


Этапы становления педагогической психологии
Первый этап — с середины XVII в. и до конца XIX в.— мо­жет быть назван обще-дидактическим с явно «ощущаемой необхо­димостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период, прежде всего представлен именами самого Яна Амо­са Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоган­на Песталоцци (1746-1827), Иоганна Ге ...

Взаимосвязь форм мышления ребёнка
Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышл ...

Взаимосвязь нервной системы и темперамента
Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу). Таблица 1. Меланхолический ...