ПАМЯТЬСтраница 1
Память -
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сознание.
Память – важная познавательная функция, лежащая в основе развития и обучения, т.к. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Без памяти невозможна адаптация к миру.
Память – основа психической деятельности, без нее нельзя понять механизмы мышления, сознания и подсознания.
В основе памяти лежат ассоциации (временные нервные связи). Запомнить что-то – значит связать то, что требуется, с чем-то уже известным, т.е. образовать ассоциацию.
Процессы памяти:
Запоминание
- процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Запоминание может быть непроизвольным (информация запоминается сама) и произвольным (информация заучивается). Приемы запоминания: механический, логический, образный (графики, картинки, схемы).
Сохранение
- процесс, направленный на закрепление в памяти полученных впечатлений.
Зависит от установки – насколько долго нужно запомнить. Различают несколько уровней сохранения информации:
1)сенсорная память – длительность сохранения образа на уровне рецепторов 0,1-0,5 сек.
2)кратковременная память – 20 сек. без повторения – пока мозг обрабатывает информацию и интерпретирует ее, после этого информация или забывается, или передается в долговременную память при условии 1-2 повторений. Объем кратковременной памяти индивидуален (5-9 объектов) и может развиваться;
3)промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а во время сна – очищается: либо забывает, либо передает в долговременную память. Сон менее 3-х часов – не очищает промежуточную память (ошибки в речи, действиях, забывчивость);
4)долговременная память – обеспечивает хранение информации. Бывает 2-х типов: с сознательным доступом (человек может вспомнить сам) и закрытая (вспомнит под гипнозом).
Воспроизведение
- процесс восстановления в сознании прежде воспринятого.
Виды воспроизведения
::
- узнавание – образ возникает при повторном восприятии объекта;
- припоминание – воспроизведение информации, связанное с волевым усилием, напряжением;
- воспоминание – образ возникает без восприятия объекта;
- реминисценция – отсроченное воспроизведение того, что казалось забытым;
- эйдетизм – воспроизведение яркого образа со всеми деталями.
Представление
— наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.
Оперативная память - восстановление информации из кратковременной и долговременной памяти для выполнения задачи.
Забывание
- невозможность воспроизведения информации в сознании. Может быть полное, частичное, длительное, временное. Материал не только не воспроизводится, но и не узнается – угасание ассоциаций; материал частично забыт – торможение ассоциаций.
Факторы, влияющие на забывание:
1)время – чем больше пройдет, тем больше информации забудется. Через 1 час забывается 50% информации без повторения;
Теоретические подходы к проблеме изучения личности подростков.
Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста
Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?»
Е. Винокуров
Древнерусское слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. «Отрок» буквально означает «не имеющий права говорить» (от слов «от» и «реку»). В словаре Даля подросток определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет [3 ...
Социально-психологический подход в психологии социального познания
Естественно, что самым непосредственным образом психология социального познания выросла из недр психологической науки. Весь раздел общей психологии, посвященный анализу познавательных процессов, является предпосылкой для формирования самого предмета и всей проблематики психологии социального познания.
Одним из первых, высказавших идею ...
Лицензирование, аттестация, аккредитация
Для реализации образовательных программ различного уровня учебное заведение должно пройти специальные процедуры - аттестацию, аккредитацию и лицензирование.
Целью и содержанием аттестации
является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных обра ...