Коммуникативная, интерактивеая и перцептивная стороны общенияСтраница 1
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (согласование действий, распределение функций, влияние, убеждение собеседника);
· перцептивная сторона общения состоит во взаимном восприятии друг друга.
Коммуникативная сторона общения
Коммуникация
– процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию.
Коммуникативная
компетентность
– способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Причиной плохой коммуникации могут быть:
· стереотипы – «предвзятые представления», неверные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций;
· плохие отношения между людьми;
· отсутствие внимания и интереса собеседника;
· пренебрежение фактами, поспешные выводы;
· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;
· неверный выбор стратегии и тактики общения.
Передача любой информации возможна посредством вербальной
(речевой) и невербальной
(неречевой) коммуникации.
В структуру вербальной коммуникации входят:
Øсмысл фраз и интонация речи;
Øкачества речи: темп, тональность, скорость, тембр дикция;
Øхарактерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, покашливание, паузы.
В структуру невербальной коммуникации входят:
Øкинестетика: мимика (движения лица), жестика (жесты), понтомимика (поза, осанка, походка, движения тела);
Øтаксика (прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и пр.);
Øпроксемика (расположение людей в пространстве).
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения связана с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности. Единица взаимодействия называется трансакцией.
Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия
: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимодействие и др.
Ритуальное взаимодействие
- это форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуальное взаимодействие — это и своеобразный праздник, и мощное средство сплочения людей (религиозные обряды, дворцовые церемонии, военные ритуалы, праздники и похороны, прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.).
Операции — это взаимодействия на работе, учебе, приготовление пищи, ремонт квартиры, выполнение профессиональных, семейных функций и пр. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих.
Уход
— форма взаимодействия, к которой прибегают люди с проблемами в области межличностных потребностей: человек, находясь с другими людьми в одном помещении, а мысленно пребывает в совершенно ином месте, мечтает о своем.
Времяпрепровождение - форма трансакций, призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самое распространенное времяпрепровождение - обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы: дети, женщины, мужчины, власть, телевидение, «Кто вчера выиграл», «Сколько стоит?», «Вы знаете, что она .» и т.д. Происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.
Дружба и любовь удовлетворяют потребность людей в приятии. Если люди делают друг для друга приятное — формируется симпатия; если они видят друг в друге достоинства, признают право за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение. Дружба включает фактор симпатии и уважения, любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом.
Представление об эффективном специалисте, оказывающем психологическое
воздействие в различных зарубежных подходах
Анализ зарубежной литературы по теории психологического консультирования показывает, что исторически оно развилось из теории и практики психотерапии, поэтому в современных периодических изданиях по этому вопросу можно обнаружить самые различные виды консультирования. Основными школами большинство теоретиков считают психодинамическое, би ...
Установки преподавателя и стили педагогического общения
Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога. Под установкой имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации. Самому носителю собственные установки в большинстве случаев представляются абсолютно правильными, и поэтому они чрезвычайно устойчивы и ...
Развитие способностей
Существует два подхода к проблеме:
Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных периодов - оптимальные временные условия для развития способностей.
Личностный: способность - средс ...