Понятие субъекта профессионального самоопределенияСтраница 1
Т.Е. Ефимова в работе «Формирование готовности школьников подросткового возраста к профессиональному самоопределению» пишет о том, что профессиональное самоопределения – это не только нахождение личностного смысла в деятельности, но и процесс формирования отношения к себе как к субъекту будущей (или текущей) профессиональной деятельности. То есть мы говорим о самоопределении только в том случае, когда школьник осознанно сталкивается с выбором профессии. Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников говорят о том, что оптант как субъект профессионального самоопределения имеет совокупный, сложный, противоречивый характер. Совокупность объекта определяется влиянием окружения на жизненные выборы оптанта. Многоуровневая организация, по мнению авторов, проявляется в том, что выбор обычно растянут по времени, кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения. Что касается противоречивости, то она обусловлена тем, что выбор – это всегда отказ от имеющихся равнозначных альтернатив. Это является особенно важной мыслью для нашей работы, поэтому мы вернемся к ней позже.
Очень связана с вышеперечисленными характеристиками теория Е.А.Климова, об основных затруднениях и ошибках выбора профессии. Не останавливаясь подробно, перечислим их: отношение к выбору профессии как к «фатальному», оценка некоторых профессий как «постыдных», выбор профессии под влиянием товарищей, перенос отношения к человеку на саму профессию, увлечение внешней или частной стороной профессии, отождествление школьного предмета с профессией, устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства, неумение разобраться в своих личных качествах, незнание или недооценка своих физических особенностей и недостатков, незнание основных действий решений задач по выбору профессии.
Таким образом, мы описали наиболее общие описательные характеристики оптанта, обобщим их в более структурированную схему:
школьник становится субъектом профессионального самоопределения только тогда, когда осознанно сталкивается с выбором профессии;
не него влияет большое количество внешних сил, таких как: друзья, родственники, учителя, неверная оценка, дезинформированность и т.д.;
эти внешние силы обеспечивают многоуровневую структуру субъекта;
они же часто выступают равнозначными альтернативами, которые, в свою очередь, обуславливают противоречивость субъекта, его личностные конфликты и задержки в принятии решения.
Можно сделать вывод, что субъект профессионального определения – незамкнутая структура, в которой все переплетается между собой и с внешним миром. Интересно, что М.Р.Гинзбург выделяет 15 типов личностного самоопределения, которое можно перенести на профессиональное:
1) гармоничное (благополучное настоящее при позитивном будущем);
2) стагнирующее (благополучное настоящее при негативном будущем);
3) беспечное (благополучное настоящее, видение будущего без целенаправленного планирования, ожидание благополучия и того, что все будет происходить «само собой»);
Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн
(определение самооценки качеств личности)
Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:
1. в экспериментальной группе "А" из общего количества детей: 28% имеют высокий уровень самооценки; 56% имеют средний уровень самооценки; 16% имеют низкий уровень самооценки;
2. в экспериментальной группе ...
Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров,
конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, обработка хода ведения переговоров. Процесс ведения переговоров включает в себя начало переговоров, ...
Подготовка
и организация конкретных операций (2—11 лет).
Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.
Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза ...