Понятие субъекта профессионального самоопределенияСтраница 2
4) бесперспективное (благополучное настоящее, планирование будущего при отсутствии его ценности, как «вынужденное»);
5) негативное (неблагополучное настоящее, негативное будущее, ощущение безнадежности);
6) защитное (неблагополучное настоящее, позитивное планирование будущего, «бегство в будущее»);
7) фантазийное (неблагополучное настоящее, позитивное будущее при отсутствии его планирования, «бегство в грезы о будущем»);
8) прагматическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации; «адаптивность», проекция в будущее заимствованных ценностей);
9) гедонистическое (успешная самореализация при отсутствии ценностей и экзистенциальной ориентации, позитивных образов будущего и планирования, погоня за сиюминутными удовольствиями);
10) зависимое (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и планирования, погоня за удовольствиями, проекция в будущее заимствованных ценностей);
11) бездуховное (успешная самореализация, позитивное будущее при отсутствии ценностей, экзистенциальной ориентации и негативном будущем, практичность, «эмоциональная уплощенность»);
12) пассивное (нереализованные ценности в настоящем, позитивно планируемое будущее);
13) невротичное (нереализованные ценности в настоящем, негативно планируемое будущее, переживание невостребованности, отсутствие перспективы);
14) бездейственное (нереализованные ценности в настоящем, позитивно планируемое будущее, уход от нереализованности в сферу эмоциональных переживаний);
15) отсроченное (нереализованные ценности в настоящем, негативно планируемое будущее, отсрочка реализации нереализованных ценностей) [21, c.49].
Если говорить о недочетах этой классификации, М.Р.Гинзбург не разделяет типы на благоприятные и неблагоприятные, не говорит о причинах и следствиях, а также не выдвигает вариантов разрешения последних. Э.Фромм предложил несколько другую классификацию, с разделением на «неплодотворную» и «плодотворную» ориентацию субъекта самоопределения:
Неплодотворная ориентация:
Рецептивная ориентация: источник всех благ человека – вовне, главное – получить его. Вся жизнь превращается в сплошное ожидание.
Эксплуататорская ориентация: источник благ – вовне, главное – забрать эти блага силой или хитростью.
Стяжательская ориентация: благо – у самого себя, главное – сохранить свое благо от других, сэкономить.
Рыночная ориентация: важно не само благо, а его «меновая стоимость», успех зависит не от способностей, а от признания, человек заботится не о совей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром.
Плодотворная ориентация:
не активность, приводящая к практическим результатам, а «установка, способ реакции и ориентации в отношении мира и самого человека в процессе жизни» [17, с.66].
Здесь поднимается очень важная проблема, имеющая непосредственное отношение к нашей работе – основополагающей является реакция, отношение человека к миру, к процессу самоопределения и трудностям, которые у него возникают по ходу.
Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной
деятельности
Вопрос о мотивах деятельности - главный, коренной вопрос ее организации. Именно от них во многом зависит содержание принимаемых целей, состав применяемых способов и общая эффективность деятельности.
Некоторые преподаватели высказывают такую точку зрения: если студент пришел учиться в вуз, у него должен быть интерес к знаниям и стремлен ...
Эмпирическое исследование обеспечения процесса учебной деятельности
студентов-психологов. Методы и методики исследования,
характеристика групп испытуемых
Целью нашего исследования является выявление и описание факторов мотивации учебной деятельности студентов-психологов, актуализирующих самостоятельную работу.
Данное исследование было проведено среди студентов 2-5 курсов Гуманитарного института «Артек» Международного детского центра «Артек», обучающихся по специальности «Психология». Вы ...
Способности
Способности, равно как и характер, являются определенным сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от характера, способности проявляются в каком-либо одном виде деятельности (как правило, творческой), а характер обусловливает все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют различные классификации способностей ...