RSS Feed

Рабочее определение понятия «внутриличностный конфликт»
Страница 2

Конфликт нереализованного желания связан с невозможностью воплотить в жизнь свое «хочу» в связи с какими-то физическими, социальными, финансовыми ограничениями («могу»). З.Фрейд наиболее подробно занимался именно этим конфликтом и считал его детерминантой психических расстройств личности. Самый простой пример для ситуации выбора профессии – это школьница, которая с детства мечтала стать балериной, но ее телосложение не отвечает необходимым стандартам.

Ролевой конфликт наиболее ярко выступает в ситуации, когда молодая женщина не справляется с заботой о ребенке и работой, а потому испытывает разочарование в себе как ролевом субъекте. Таким образом, когда в силу каких-то обстоятельств человек не может сочетать несколько ролей, которые кажутся ему значимыми, - возникает конфликт между «надо» и «надо». Стоит отметить, что возможен другой вариант данного конфликта, когда возможности личности не позволяют выполнять требования одной роли, например, Пряжниковы пишут о том, что в ситуации выбора профессии школьнику необходима помощь консультанта, так как первый еще не сформировался в субъект профессионального самоопределения.

Адаптационный конфликт или невозможность личности уравновесить «надо» и «могу» - адаптировать к ситуации: одиннадцатиклассник не всегда будет оптантом (именно поэтому у Е.А.Климова нет границ этого периода профессионального развития), т.е. если он не осознает необходимость выбора, не предпринимает шаги для реализации выбора и т.д. – тогда мы будем говорит о том, что субъект не адаптировался к ситуации.

Конфликт самооценки основан либо на неуверенности в собственных силах, либо на чрезмерном завышении самооценки, в любом случае личность не может объективно оценить себя. Возникновение такого внутриличностного конфликта у оптанта возможно в ситуации, когда он, например, закончил школу на «отлично» и считал, что способен поступить в лучший университет, но не смог сдать первый же экзамен. В результате – тревожность и, как следствие, эмоциональный срыв.

В том случае, когда данная ситуация не влияет на самооценку школьника, но два факта (блестящее окончание школы и «проваленные» вступительные экзамены) представляются ему несовместимыми, имеет место когнитивный конфликт (или «когнитивный диссонанс» по Фестингеру). Б.С.Волков и Н.Д.Волкова считают, что неуверенность в принятом решении также может вызвать внутриличностный конфликт когниций.

Кроме того, выделяют невротические конфликты – различные фобии, навязчивые переживания, болезни, гипертревожность, неполноценность, различные девиации личности. Хотя нам это представляется скорее формой проявления любого внутриличностного конфликта в его крайних формах.

Эта классификация, представленная в книге Е.Ю.Пряжниковой и Н.С.Пряжникова, как мы видим, опирается на уже перечисленные нами ранее теоретические воззрения на конфликт, поэтому избежать некоторых повторений нам не удалось. Зато добавились некоторые важные уточнения, примеры и сопоставление с «треугольником» Е.А.Климова. Неразрешенным пока что остается вопрос: а как все эти виды конфликтов диагностировать? Есть ли у них какие-то общие проявления и как отличать один от другого в консультационной работе.

С.М.Емельянов отмечает такие формы проявления внутриличностного конфликта как неврастения (головные боли, непереносимость сильных раздражителей, подавленность, низкая работоспособность), регрессия (возвращение к примитивным формам поведения, нежелание брать на себя ответственность), номадизм (частое изменение жилья, места работы, семейного положение), что вполне соответствует описанному выше невротическому конфликту. Автор также говорит о том, что внутриличностному конфликту присуща эйфория, выражающаяся в гипертрофированном веселье, неадекватном выражении радости и феномене «смех сквозь слезы», проекция (необоснованная критика других, приписыванием им негативных качеств) и чрезмерный рационализм в поступках и действиях [11].

Показатели внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову (авторы различают четыре сферы, в которых может проявляться внутриличностный конфликт):

Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Страницы: 1 2 3


Страх и беспокойство
Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так ж ...

Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности
Непроизвольное запоминание представляет собой процесс запоминания, протекающий на фоне деятельности, направленной на решение немнемических задач [10, с. 92]. Непроизвольное запоминание – это продукт и условие познавательных и практических действий. Это не случайный, а закономерный процесс, детерминированный особенностями деятельности су ...

Пояснительная записка
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, так в Минусинском районе 54 семьи находятся в социально-опасном положении (далее СОП), и в них воспитывается 118 детей. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семей ...